DesignStudio *Shellfish*
Russia © 2007

 

 

СМСте искренне

(СМС-поэзия в современном медиальном пространстве)

 

Перекинуться СМСками – популярная сегодня идиома, прочно укорененная в повседневной речи, хотя декаду тому подобное словосочетание заставило бы изумленно пожать плечами. Наряду с практически незаменимым сегодня е-мэйлом, блогами (международную раскрутку получил сайт www . livejournal . com ), чатами и с предназначенной для непринужденной болтовни программой ICQ , СМС-служба, заложенная в каждом мобильнике, служит оптимально удобным способом электронной коммуникации. Безусловно, деловые вопросы смсками разрешить проблематично. Но желаемая конфигурация вечера или любовного приключения с их помощью выстраивается чуть ли не проще, чем при встречах «в реале».

Перебрасывание СМСками по поводу и без оного в современном мире становится брендом модного образа жизни. Человек СМСящий – перегруженный делами трудоголик и востребованный модник, готовый, тем не менее, ежесекундно откликаться на предложения извне. Во всяком случае, таковым его рисуют рекламные агитки, предлагаемые крупнейшими агентствами мобильной связи.

Заметим, СМС – атрибут поколенческий. Пристрастие к «очень коротким сообщениям» делается опознавательным знаком молодежной субкультуры. Большое плюс СМС по сравнению с другими излюбленными молодежной аудиторией электронными «болталками» - СМС почти не допускает людоедскую феню, в чатах свободно растекающуюся по всему интерфейсу (что гротескно подмечено в романе Виктора Пелевина «Шлем ужаса»). Сообщение должно быть уложено в максимально лаконичную упаковку. Язык СМС в противовес разнузданному чатовскому жаргону вполне корректен, сдержан и функционален.

Ухоженные мальчики и девочки в мятых бутиковских рубашках и джинсах с аккуратными прорезями, сидящие в кофейнях « Starbucks » и « New Yorker » или в их русских подобиях, и, вместо беседы, суматошно СМСящие всем подряд по адресной книжке, составляют костяк нового, корректного и преуспевающего СМС-поколения. Подобно описанному Дугласом Коуплендом «поколению X », (бессильно) бунтующему против крохотных офисных боксов, выгороженных в гигантских корпорациях, или изображенному Пелевиным «поколению П», (бессильно) бунтующему против всевластья иллюзий, поставляемых масс-медиа, СМС-поколение также, по-своему, (бессильно) бунтует. Без устали отправляя «короткие сообщения», оно бунтует против «длинного языка» любой официальной идеологии, но бунтует в атмосфере гламурного самолюбования.

Далеко не секрет, что в эпоху планетарной «войны с террором», и в молодых демократиях, и в признанных эталонах демократического правления многие печатные медиа и телевидение поставлены под жесточайший государственный контроль. По мнению экспертов и аналитиков, фактическое противостояние террористической угрозе разворачивается именно в медиальном пространстве. Именно там рождаются и пресекаются замыслы новых сокрушительных атак на глобальное экономическое сообщество. Потому электронные способы общения посредством Интернета или сотовой связи предстают искомой территорией свободного, неподконтрольного высказывания. Если речь не идет о запретных порно-ресурсах, вряд ли провайдер, предоставляющий услуги связи, станет подвергать цензуре острое и полемическое обсуждение горячих тем.

Когда на Луизиану обрушился ураган Катрина, правдивые вести о нью-орлеанской трагедии узнавали не столько из передовиц «Таймс» и «Ньюсвик», сколь из веблога www.livejournal.com/users/interdictor/ . Сетевой дневник, принадлежащий сотруднику компании directNIC Майклу Барнетту (он остался в окруженной водою нью-орлеанской высотке и с помощью веб-камеры фиксировал ход спасательных работ), приковал внимание тысяч пользователей. Регулярно вывешиваемые в Интернет свидетельства очевидца показывали, насколько в печатных медиа завышено число сообщений о криминальных бесчинствах расовых меньшинств, и насколько недооценена конкретная отвага рядовых спасателей. Адекватные сведения об этнических волнениях в парижских пригородах извлекались не из умиротворяющей медиальной пропаганды, а из многочисленных протестных блогов, резко критикующих социальную политику Саркози. Подобно блогам, СМС также предстает зоной неподотчетного диалога, правда, не политизированного, а сугубо частного.

Эстетика СМС – не обремененный четкими правилами обмен сиюминутными мыслями и состояниями. Обмен, претендующий на безусловно искреннюю передачу эмоционального переживания. На пафосе чистосердечного очарования самим процессом общения основан феномен СМС-словесности. С начала 2000-х он делается весьма статусным явлением в Глобальной сети. В англоязычном Интернете такой феномен получил имя «СМС-поэзии» ( SMS - poetry ); Рунет беззастенчиво позаимствовал этот парадоксальный термин. Собственно, к сфере поэтического СМС-продукция относится косвенно, чисто формально. Отображенный на дисплее вид сообщения с механично обрубленными по левому краю краткими строками будто пародийно подражает строфике свободного стиха. Разумеется, рядовое сообщение космически далеко от профессионального верлибра. Тем не менее, СМС-поэзия органично соотносится с достаточно значимой сейчас тенденцией, направленной на подрыв и опрощение высоких литературных (и шире - культурных) канонов. Сознательная профанация, стирание границы между элитарным и массовым, глумление над фигурой писателя-«властителя дум» - вся эта работа на понижение особенно заметна при устроении масштабных СМС-фестивалей и конкурсов.

Образчики СМС-поэзии довольно разнообразны – от шаблонных поздравлений, будто произведенных искусственным интеллектом, до примеров самодеятельного творчества пользователей (своей тривиальностью заставляющих заподозрить в них руку пишущего робота). Выказывая откровенное пренебрежение к высокому канону, все они одинаково несвободны от господствующих в массовой культуре моделей интимного переживания. СМС-поэзия уверенно ставит под вопрос критерий эстетического качества, но полностью освободиться от него не в состоянии, скорее делается заложником своего наплевательского или потребительского к нему отношения. В Англии (где по статистике в день курсирует около 44 миллиона СМСок) при содействии он-лайнового писательского центра в Ноттингемском университете в 2001 году учрежден журнал « Onesixty ». В каждом номере (вышло уже три) опубликованы 14 признанных лучшими СМС-стишков, поступивших от пользователей. Единственное ограничение – длина СМС-послания не должна превышать 160 знаков. Встречаются в журнале и нестандартные «вирши» с оригинальными тематическими решениями (например, двухстишие Чиора Онейла «Тишина это обновленный шум / оглушающий в пустоте комнат»). Но большинство текстов представляет обычный набор расхожих медиальных штампов, почерпнутых из рекламных клипов, телесериалов и розовых дамских романов.

Конкурс СМС-поэзии на животрепещущую тему «Новый год» объявлен на форуме сайта www.txt2nite.com ; имя победителя обнародуется после 28 февраля 2006 году. Хочется пожелать, чтобы лауреатом оказался пользователь, скрытый за логином Jo W и приславший такой фрагмент под заглавием «Новогоднее хокку»: «Две тысячи и шесть / как смехотворны теперь наши страхи / перед ошибкой 2000». Действительно, после 11 сентября и вторжения в Ирак, после цунами в Индонезии и взрывов в Москве, Лондоне и Мадриде тревоги и опасения накануне миллениума выглядят добрыми детскими страшилками.

Трудно прогнозировать, ожидает ли СМС-поэзию блестящее будущее и культурная канонизация (уже сейчас ее предлагают ввести в курсы « creative writing » (творческого письма), распространенные в американских университетах). Или она так и останется коммерческой забавой компьютерного века. В России, не пожелавшей оставаться в стороне от мировой СМС-моды, в 2005 году прошел (при финансовой поддержке компании Voxtel, агентства «Info Bridge Communication» и компании «Никита») турнир СМС-поэтов под красноречивой эгидой «Истории Любви… Их много, но каждая неповторима». От участников конкурса требовалось в жанре СМС-послания произвести индивидуальные лирические высказывания. Свои сентиментальные порывы они должны были представить уникальными и одновременно в чем-то ординарными проявлениями чувственного опыта. Примечательно, им были заданы ограничения совсем иного характера, нежели западным СМС-поэтам. Длина сообщения уже не нормировалась, зато настрого возбранялось употреблять бранную лексику, разжигать межнациональную рознь и совершать прочие, противоправные в нынешней России, деяния.

Раздача призов в виде мобильников фирмы « Voxtel » и заграничных туров состоялась 15 мая в кафе «Норма», где были объявлены имена лауреатов, выявленные совместным голосованием СМС-пользователей и членов Союза Писателей. Достаточно процитировать отрывки из СМС-поэм, премированных первым и вторым местом –

 

она, во мне зажгла искру любви,

которая теперь, горит как пламя (Поздняков Алексей)

и

Твоя душа увидит – я

скучаю… (Янина Светлана (Svetik))

 

чтобы убедиться: искреннее сентиментальное высказывание сегодня образуется на стыке растиражированных медиальных клише и разрушения высокого культурного канона. Призыв Владимира Сорокина «Говорить сердцем!» (из романа «Лед»), обозначающий возникновение новой искренности из идеологической трухи, здесь возможно перефразировать шутливым призывом «СМСте искренне».

2006, опубликовано в: Небосамолет, № 4

Хостинг от uCoz